Как мы узнали из предыдущей статьи, сторителлинг с самого начала служил передаче знаний между поколениями и продолжает играть важную роль в человеческом общении. Но хоть он давно и хорошо известен как средство коммуникации, пока не все понимают, как и зачем внедрять его в работу компании. В данной статье нас будет интересовать использование сторителлинга в качестве стратегии сплочения и вовлечения сотрудников.
Отцом-основателем корпоративного сторителлинга считают Дэвида Армстронга. Он первым начал использовать этот метод в управлении персоналом, когда понял, что интересные истории легче запоминаются и усваиваются, чем пространные рассуждения и доводы[1].
Некоторые рассматривают сторителлинг как мощный управленческий инструмент и, следовательно, как ключевой лидерский навык. Хороший лидер знает, как подать историю и какую именно будет правильно рассказать. Корпоративный сторителлинг позволяет посмотреть на ситуацию под определённым углом зрения или укрепляет желаемый образ мыслей и/или поведение. Это может быть рассказ о людях из компании, её прошлом, видении будущего, успехах и неудачах сотрудников, традициях в коллективе и, конечно, о работе.
Налаженное общение сотрудников – залог успешной компании
Сторителлинг играет важную роль в налаживании коммуникации внутри компании. Хорошая история способна сократить расстояние между сотрудником и работодателем через вовлечение на эмоциональном уровне. Что такое вовлечённость сотрудника? В первую очередь, это энтузиазм и удовлетворённость работой. Благодаря ей выстраивается культура диалога между работником и работодателем. В результате первый с большим желанием принимается за работу, проявляя инициативу.
Эффективность внутренней коммуникации напрямую влияет на работу компании. Благодаря обмену историями у членов команды появляется лучшее понимание друг друга, вера в общее дело и мотивация личного вклада для его успеха.
Жизнь в эпоху перемен
В периоды организационных изменений важно сохранить и преумножить сильные стороны компании, не растеряв по дороге ценных сотрудников. Мы рассматриваем сторителлинг как незаменимый инструмент в это время. Что он призван заменить или дополнить? Есть хорошо всем известные стратегии внутренней коммуникации: отчёты, докладные записки, новостные рассылки по почте. На момент смены руководства эти традиционные методы могут не сработать, а рассказанная история дойдёт до адресата.
Традиционно сторителлинг используется, когда необходимо мотивировать людей и создать запоминающееся послание, подталкивающее сотрудников к действию. Однако в период перемен он оказывается полезен и как инструмент, повышающий лояльность сотрудников. Согласно сторителлинговой модели организационной коммуникации (Barker & Gower, 2010), все люди – природные рассказчики историй, обладающие способностью отправлять и получать сообщения. Обмен ими помогает найти точки соприкосновения, осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним.
Основы корпоративного сторителлинга:
- Вооружение знанием. Сторителинг повышает осведомлённость сотрудников о компании, её стратегии, миссии и ценностях.
- Индивидуальность каждого сотрудника. Истории акцентируют внимание на личных качествах коллег, их интересах и роли в работе компании. Что крайне важно, истории формируют коллективную память.
- Честность. Ожидания часто не соответствуют реальности, на пути к успеху приходится сталкиваться с трудностями, и даже у самого сильного лидера есть слабые черты рассказчика. Не бойтесь рассказывать о провалах!
- Верность корпоративному бренду и ценностям. В истории постарайтесь не терять из вида, что предлагает компания и какие принципы она поддерживает.
Однако стоит понимать, что и у сторителлинга есть свои ограничения:
-
Корпоративный сторителлинг – всего лишь один из методов коммуникации. Выстраивание доверительных отношений между руководством и остальными сотрудниками требует действий куда более сложных, чем повествование от первого лица.
-
Сторителлинг – приятное дополнение к принятию решений. Он позволяет увидеть новые перспективы не только специалистам по коммуникации, но и обычным сотрудникам. Лучше всего он применим в стимулировании инноваций.
-
Сторителлинг – это менее формальный подход к обмену информацией. Тем не менее, он использует общие принципы эффективной коммуникации. Внимание к аудитории, её стремлениям и мотивациям так же необходимо при создании любого коммуникационного плана.
-
И, как ни печально, умение хорошо рассказать не сделает вас хорошим лидером. Знания и жизненный опыт – могут.
Организационный сторителлинг – отличная стратегия для укрепления ценностей компании и непосредственного вовлечения сотрудников. Безликий персонал он превращает в сплочённый коллектив, команду, прогресс которой куда заметнее. Это один из наиболее ценных способов общения, так как он способен наладить двустороннюю коммуникацию и повысить лояльность к компании.
[1] Нейрофизиология объясняет, как сторителлинг влияет на мозг. История активирует участки в головном мозге, которые позволяют слушателю «примерить» её к собственным идеям и опыту. Это происходит благодарю процессу, известному как «сцепка», или связывание нейронов (neural coupling). Зеркальные нейроны, в свою очередь, помогают лучше прочувствовать историю и те эмоции, которые испытывает говорящий».