Как избежать эффекта группового мышленияКак избежать эффекта группового мышления
Чтобы добиваться успеха и двигаться вперед, нужно быть открытым к новым идеям и предложениям. Как же избежать эффекта группового мышления, и в чем он, собственно, заключается…
Простой пример не из области бизнеса. Исследования показали, что, когда вы едите не один, вы съедаете существенно больше: вас двое +35%, вас пятеро +75%, в компании больше 7 человек +96%. И это только одно из проявлений эффекта группового мышления.
Вот основные симптомы:
• Иллюзия неуязвимости: члены группы игнорируют опасность, чрезмерно рискуют и излишне оптимистичны.• Коллективная рационализация: члены группы испытывают недоверие и отвергают предостережения, не соответствующие мнению группы. • Убежденность в высоких нравственных принципах группы: члены группы отвергают опасения, не совпадающие с общепринятым мнением. • Стереотипный взгляд на другие группы: создание негативных стереотипов в отношении конкурирующих групп. • Давление на несогласных: члены группы оказываю давление на любого в группе, кто высказывает мнение, отличное от принятых стереотипов/заблуждений, или рассматривают данные комментарии, как проявление нелояльности. • Внутренняя цензура: члены скрывают свое мнение и контраргументы, если они отличаются от взглядов группы. • Иллюзия единогласия: члены группы ошибочно предполагают, что все согласны с принятым решением по принципу «молчание – знак согласия». • Назначение «цензоров»: некоторые члены назначают самих себя на роль защитников от негативной информации, которая может поколебать уверенность группы в своей правоте.
Вот несколько приемов для того, чтобы избежать «стадного» чувства:
• Используйте процедуры: придерживайтесь процедуры проведения совещания, позволяющей вовлечь в обсуждение всех участников.• Примените мозговой штурм: посвятите часть совещания мозговому штурму (20-30% времени), это позволит участникам предложить свои варианты решения проблемы или высказать свои идеи. Потом перейдите к обсуждению и принятию решений (70% и более). • Изучайте альтернативы: обсуждайте различные точки зрения и предложения, включая конкурирующие. Побуждайте участников высказываться. Знакомьтесь с альтернативными точками зрения, старайтесь быть объективным и беспристрастным. • Воспользуйтесь шаблонами: создайте позитивный формат обсуждения, используя шаблоны, представляющие проблему, вариантов ее решения и предварительных рекомендаций экспертов, а также анализ возможных рисков и идеи по их минимизации.
• Подумайте о последствиях: представьте, какими будут последствия ошибочных решений группы. Осознайте, что ошибки возможны. Проанализируйте свои идеи и аргументы с позиции оппонента, обсудите их с внешним человеком, которому доверяете и который готов дать вам честную обратную связь.
• опасается разногласий и "инакомыслия", • не обладает инструментами, позволяющими обеспечить правильную процедуру обсуждения проблемы и принятия решения, • подсознательно хочет сохранить сплоченность группы и искусственно создать комфортную среду для ее членов. |
Зарегистрированные пользователи получают доступ к нашему форуму, на котором можно задать вопросы и обмениваться мнениями. Фасилитация Конференция фасилитаторов Тренинги Визуализация Рисунок Pinpoint Конкурс Stormz Вебинары Методы Сертификация вебинары Фасилитирующее лидерство
+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69
Москва, ул. Мещанская 7 стр. 1
|