Дизайн-мышление: как и зачем учиться креативности

Дизайн-мышление: как и зачем учиться креативности

Дизайн-мышление: как и зачем учиться креативности

«Дизайн может изменить мир – а не только сделать его приятным на вид. А бизнес относится к наиболее влиятельным институтам сегодняшнего дня. Мы сделаем планету лучше, только если объединим эти два способа работы».

– из книги Жанны Лидтка и Тима Огилви «Думай как дизайнер»


Дизайн-мышление – это системный подход к решению задач, ориентированный на интересы конечного пользователя. В основе дизайн-мышления, в отличие от привычного аналитического мышления, лежит не критический анализ, а творческий подход. И прежде, чем понять суть данного метода, нам необходимо выделить основные критерии креативности.

Креативность – можно определить по следующим четырем критериям (Хархурин А.В., 2014):

  • Новизна
  • Полезность
  • Эстетика
  • Аутентичность

К основным обычно относят первые два. Так, строчки передовой статьи Creativity Research Journal гласят: «Оригинальность жизненно важна, но должна быть сбалансирована с пригодностью и уместностью» (Runco, 1988, 4).

Дизайн-мышление мультидисциплинарно и может применяться не только в дизайне и архитектуре, но и в сфере бизнеса и информационных технологий, преподавания, медицины, инженерии (Brown, 2008). Метод позволяет команде работать в условиях неопределённости, когда нет очевидного решения проблемы или недостаточно информации.

Зачем менеджеру думать как дизайнер?

Особенность профессии дизайнера состоит в том, что он изобретает то, что мы захотим купить завтра. А чтобы изобретение стало успешным, нужно постоянно экспериментировать и постоянно учиться. Дизайн предполагает такое количество попыток, или итераций, которое потребуется для достижения наилучшего результата. Большинству менеджеров свойственно линейное мышление: определение проблемы, поиск решений и выбор среди них единственно верного. Менеджеры, способные думать как дизайнеры, избегают этой ошибки, и ставят себя на место клиентов: одной из характерных черт дизайн-мышления является его ориентированность на людей (англ. human-centered design, HCD). А так как дизайн – это всегда процесс создания чего-либо нового, то каждый менеджер, владеющий данным методом, вправе считать себя творцом.

Вот почему дизайн-мышление – один из главных бизнес-трендов сегодня. Используя его инструменты, можно повысить скорость и эффективность решения поставленных задач.

Как это работает?

Стандартно метод делится на 5 этапов:

  1. Эмпатия.
  2. Фокусировка.
  3. Генерация идей.
  4. Прототипирование.
  5. Тестирование.

Фокус внимания то расширяется, то сужается, позволяя собирать идеи, а затем выбирать лучшие и дорабатывать их.

Опыт дизайн-мышления – это движение от неопределённости на начальном этапе исследования к инсайтам (этап прототипирования), а затем к ясности и фокусу (финальный этап создания и запуска проекта).

Этап 1. Эмпатия – фундамент и краеугольный камень метода. Эмпатия – это погружение в опыт пользователя. Она гарантирует достижение нужного результата. Большинство неудач связаны именно с провалом в понимании потребностей конечного пользователя.

Что же требуется на данном этапе? Выбираться из офиса, взаимодействовать с пользователями до разработки нового продукта или услуги, чтобы опять их глубинные потребности, и время от времени в процессе разработки, чтобы удостовериться, что вы на правильном пути.

Инструментами эмпатии являются:

  • Глубинное интервью (доверительная беседа)
  • Наблюдение или погружение
  • «Ум новичка» (beginner’s mind) – установка, освобождающая от ожиданий и предположений
  • Запись данных (заметки, скетчи, фотографии, аудио- и видеозапись)

Этап 2. На этапе фокусировки происходит «дистилляция» собранных сведений. Здесь мы должны ответить на вопрос: какую проблему мы будем решать?

Этап 3. Генерация идей состоит из множества стратегий, включающих брейнсторминг (мозговой штурм), майндмэппинг (ментальные карты), сторителлинг (рассказывание истории). Основная задача: предложить как можно больше возможных путей решения проблемы. Далее отбирают максимально жизнеспособные идеи, прорабатывают возможные решения и оценивают их с точки зрения пользователя и бизнеса.

Этап 4. Прототипирование предполагает создание минимально жизнеспособного продукта (minimum viable product, MVP), то есть продукта или услуги с набором характеристик, достаточным для того, чтобы удовлетворить первых клиентов. Использование MVP сохраняет сразу два ресурса – время и деньги – благодаря (быстрому) получению ранних отзывов/обратной связи для его улучшения.

Этап 5. Тестирование. На финальной стадии требуется вовлечение конечных пользователей для оценки прототипа и повторного тестирования исправленной версии. Будьте готовы к тому, что, возможно, придётся сменить фокус и произвести реконцептуализацию изначальной задачи дизайна.

Инновационная деятельность находится где-то на пересечении жизнестойкости организации, осуществимости технологии и её желательности для человека.

4 вопроса, которые стоит себе задать

Дизайн-мышление стремится к простоте и склонно к рефлексии. Поэтому на разных этапах будет полезно ответить на следующие вопросы:

  1. «Что есть?» – вначале мы заняты тем, что исследуем существующую реальность.
  2. «Что если?» – на следующем этапе мы начинаем фантазировать, представлять, как можно сделать будущее лучше.
  3. «Что цепляет?» – выбираем идеи на этапе фокусировки.
  4. «Что работает?» – проверяем их пригодность.

К характеристикам дизайн-мышления относятся работа в команде, оптимизм и интеграционное мышление – способность увидеть все заметные и противоречивые аспекты проблемы и создать новые решения за пределами готовых альтернатив.

Пожалуй, самое приятное то, что дизайн-мышлению подвластна практически любая задача. Это может быть разработка навигации сайта, дизайна переговорной или оптимизация существующей структуры предприятия. Возраст и размер бизнеса, количество сотрудников и область деятельности не имеют значения. 

Подводя итоги

Дизайн – это гибкий ум, готовность мыслить нешаблонно и экспериментировать.

Дизайн – это трансформация ограничений в возможности.

Дизайн – это проектирование жизни, людьми и для людей. Самостоятельно, вне зависимости от способностей к рисованию.

Также, уже исходя из названия цитируемой вначале книги, понятно, что думать как дизайнер может кто угодно. А значит, каждый может быть креативным. И как сказал профессор Стэнфордского университета Стефанос Зениос:

“Creativity is not rocket science. Creativity is a structured, systematic way to solve problems. If you are a successful executive in an organization, you are successful because you are a good problem solver. If you are a good problem solver, you are creative.”

«Креативность не высшая математика. Креативность – это структурированный, систематический подход к решению задач. Если вы успешный руководитель организации, вы успешны благодаря навыку решения задач. А если вы хорошо решаете задачи, вы креативны».

Источники:

Brown, T. (2008). DELIVER ON A GREAT. Harvard Business Review, 85–92.

Kharkhurin, A.V. (2014) Creativity. 4in1: Four Criterion Construct of Creativity // Creativity Research Journal. Vol. 26 (3). P. 338—352.

Иллюстрация к статье:  Photo by Mec Rawlings on Unsplash




+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69
Москва,
ул. Мещанская 7 стр. 1

Наши проекты