Метафоры, работающие на результат

Метафоры, работающие на результат

Метафоры, работающие на результат
Метафоры, работающие на результат

   Во время сессии фасилитации в работающей группе регулярно попадаются участники, даже с большим управленческим опытом, не обладающие способностью кратко и понятно выражать свои мысли. Иногда участники мини-группы обсуждают вопрос, спорят, соглашаются, а потом пишут совершенно «размытые» решения. 

   Поэтому, одним из сопутствующих результатов фасилитационных сессий, мы можем считать развитие способностей участников находить решения в правильных формулировках, или как говорят, в «отсмартированном» формате.
   Но, в отличие от тренинга, в фасилитации после объяснения как делать записи, участники не тренируются в правильности написания фраз. Полученные фразы принимаются, как мнение и редко корректируются.
   Для компенсирования этих недостатков, фасилитатор может использовать предложенные сравнения и метафоры.

«Диванный критик»
Диванный критик – яркая метафора последних лет, характеризующая человека, который считает своё мнение правильным, а действия всех вокруг неверными. Девиз диванного критика: «Я знаю, как надо!»
   Инструктируя группу, фасилитатор предлогает: «Сейчас все представили себя в роли диванных критиков. У нас есть вопрос, а у каждого из вас есть собственное мнение, как лучше всего его решить. Вот с этой позиции и предлагаете решения: «Все что сделано не работает. У меня есть решение. Я лучше всех знаю, как это сделать!».

«В формате приказа»
В работе с карточками фасилитатор просит коротко и понятно записать предложение и часто получает в итоге односложные карточки. Классический примером является ответ «Мотивировать» на вопрос «Как повысить результативность работы персонала...?». Обобщённость формулировок слабо продвигает результативность группы и затрудняет понимание «А что же делать после сессии?». Что бы избежать разочарования результатом, просим участников формулировать решение в формате приказа, то есть что конкретно должно быть сделано для решения вопроса. Не забывая добавлять, что одна карточка = одно решение).

«Начальник, а что делать то?»
Карточки написаны, начинается группировка идей.
На сессиях попадаются участники, для которых мышление в формате лозунгов, не смотря ни на что, заменяет мышление в формате действий. Формулировки предложений, высказанных или написанных такими участниками обычно расплывчатые, обобщённые, и иногда напоминают лозунги. Фасилитатор обязан отработать с этими мнениями равноценно, как и с другими, даже видя, что группа при этом не продвигается к эффективным решениям. Более того, участники управленческой сессии как правило, уже имеют какую-то историю совместных обсуждений рабочих вопросов и поиска решений. Для них, такие высказывания скорее норма: расплывчатость безопасна, лозунги приветствуются. При неясной формулировке остаётся возможность для манёвра: «Вообще-то я имею в виду…».
   Взяв такую карточку фасилитатор с позиции подчинённого спрашивает у группы: «Начальник, а что делать то?» И продолжает: «Представьте, я ваш подчинённый, получаю приказ в этой форме и спрашиваю вас - «Начальник, а делать то что?». Появляется возможность глубже обсудить и сформировать дополнительные предложения по данному вопросу.

Бывает, что после сессии фасилитации у участников возникает ощущение, что работали с полной отдачей, но видимый результат слабее вложенных усилий. Это впечатление, в том числе складывается из-за размытых формулировок итоговых решений. Важно, чтобы на выходе участники получили пул сильных предложений для следующего этапа работы, что бы работа группы не обесценивалась, и в конце не звучало: «Начальник, а делать то что?».

Марина Шмагина .
6 августа 2018
Поделиться
+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69
Москва,
ул. Мещанская 7 стр. 1

Наши проекты